20 лучших молодежных слэшеров




Молодые люди не должны умирать. На фундаменте этой простой мысли построены все достойные военные фильмы, романтические драмы вроде «Титаника»… И, конечно, молодежные слэшеры, юные герои которых гибнут от рук маньяков-убийц, каннибалов-мутантов и прочих психопатов с кровавым блеском в глазах. Вы любите это направление ужастиков? Тогда вам понравится наш хит-парад лучших молодежных слэшеров Голливуда. Заметьте, что рамки отбора (жертвами должны быть подростки или молодые люди, а убийца – человек) мы поставили достаточно жесткие – поэтому в хит-парад не попали такие заслуженные хорроры, как «Пункт назначения» и «У холмов есть глаза».

 




 


ПЕРЕД РАССВЕТОМ
(Just Before Dawn, 1981, Джефф Либерман)

Пятеро молодых людей приезжают на выходные в лесную глушь. Местный егерь не советует им забираться так далеко, потому что о месте, куда ребята направляются, ходит дурная слава. Однако «городские» игнорируют мудрый совет и натыкаются на маньяков – двух здоровенных близнецов с мачете.


У сценаристов слэшеров есть несколько классических способов оставить жертв без помощи полиции. Один из них – перенести действие в безлюдную местность. Заодно можно сэкономить на массовке и за гроши снять весьма жуткое зрелище. Именно этим приемом воспользовались создатели «Перед рассветом», вдохновлявшиеся традиционным для городской Америки презрением к обитателям сельской глуши – якобы сплошь жертвам инцеста. Съемки в мрачных, сумрачных лесах Орегона – одно из главных достоинств фильма. Вкупе с лучшей, чем обычно в подобных лентах, актерской игрой (между прочим, в картине снимался Крис Леммон, сын знаменитого Джека Леммона) и музыкой Брэда Фиделя, будущего композитора «Терминатора». Кроме этой ленты Джефф Либерман известен фантастическим хоррором 1976 года «Черви», повествующим о дождевых червях, которые начали пожирать людей.

 



НА ГРЕЧЕСКОЙ УЛИЦЕ
(House on Sorority Row, 1983, Марк Росман)

Выпускницы решают устроить прощальную вечеринку в общежитии, но комендантша наотрез запрещает «оргию». В ответ девушки придумывают розыгрыш, который завершается случайной смертью комендантши. Чтобы не портить себе праздник, студентки прячут тело… И кто-то начинает их убивать одну за другой.


В последние годы Марк Росман снимает детские телесериалы и подростковые фильмы с Хилари Дафф. Лишь те, кто любит читать фильмографии, знают, что карьера этого постановщика началась с достойного и нестандартного молодежного слэшера. Почему «достойного»? Потому что в картине убивают десять человек, и смерть почти всех из них мотивирована. Почему «нестандартного»? Потому что у ленты есть полноценный, закрученный сюжет. Это почти детектив, только с компанией юных красоток вместо Шерлока Холмса. Недаром исполнительница главной роли Кейт Макнил впоследствии много снималась в детективных шоу. Впрочем, мы лучше знаем Эйлин Дэвидсон – будущую Келли из «Санта-Барбары». Кстати, осенью 2009 года в прокат должен выйти ремейк «На Греческой улице», которым занимается постановщик «Шепота» Стивен Хендлер. Комендантшу согласилась сыграть Кэрри Фишер, бывшая принцесса Лея из «Звездных войн».

 



СОЖЖЕНИЕ
(The Burning, 1981, Тони Мэйлем)

Дурацкая шутка ребят из летнего лагеря завершается тем, что обожженного завхоза Кропси (Лу Дэвид) увозит «скорая помощь». Попытки хирургов заменить сгоревшую кожу донорской к успеху не приводят, и пять лет спустя обезображенный Кропси возвращается в лагерь, чтобы отомстить новому поколению его обитателей. В качестве оружия мести он выбирает садовые ножницы.


В историю Голливуда «Сожжение» вошло как стартовая площадка большой компании знаменитостей. Прежде всего, это продюсерский дебют братьев Вайнштейн, будущих титанов «независимого» кино и основателей студии Miramax. Также в фильме дебютировали комик Джейсон Александр (сериал «Зайнфельд»), известный актер второго плана Фишер Стивенс и будущая обладательница «Оскара» за «Пианино» Холли Хантер. Британский режиссер Тони Мейлэм в дальнейшем поставил футуристический триллер «Считаные секунды», а работавший над кровавыми эффектами Том Савини уже в начале 1980-х считался мастером жанра (его карьера началась в лентах Джорджа Ромеро). Однако фильм хорош не только актерским и закадровым составом. Это по-настоящему жуткое и жестокое зрелище. Недаром в Англии лишь в 2001 году разрешили выпустить «Сожжение» без цензурных сокращений.

 



С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ МЕНЯ
(Happy Birthday to Me, 1981, Джон Ли Томпсон)

Пережив тяжелую травму головы, Джинни (Мелисса Сью Андерсон) начинает страдать выпадениями памяти. Тем временем друзья-однокашники девушки погибают один за другим. Чем больше Джинни об этом думает, тем очевиднее для нее становится, что их кровь – на ее руках.

Творческий расцвет Джона Ли Томпсона пришелся на 1960-е. Именно тогда режиссер снял свой главный хит «Мыс страха» (известный в России по ремейку Мартина Скорсезе), а также «Пушки острова Навароне», «Золото Маккены», биопик «Вернер фон Браун» и гоголевскую экранизацию «Тарас Бульба». В 1970-х карьера Томпсона пошла на спад, но он все-таки снял еще несколько заметных картин. Одной из них был слэшер «С днем рождения меня», интересный неожиданным финальным поворотом, кровавыми сценами смертей и соединением сценарных ходов хоррора, психологического триллера и молодежной драмы. Фильм стал одной из последних ролей Гленна Форда, легенды Голливуда 1950-х. Он снимался в вестерне «Поезд на Юму» и популярной драме «Школьные джунгли». Исполнительница главной роли Мелисса Сью Андерсон заметной карьеры не сделала, а вот вторая ведущая актриса Трейси Брегман через несколько лет после выхода ленты получила «долгоиграющую» работу в мыльной опере «Молодые и беспокойные».

 



ВЫПУСКНОЙ
(Prom Night, 1980, Пол Линч)

Играя в прятки в заброшенной школе, подростки случайно убивают 10-летнюю девочку. Они договариваются никогда никому об этом не рассказывать, но шесть лет спустя, когда ребята доживают до выпускного, за ними начинает охотиться кровожадный маньяк. Но кто именно совершает преступления?


Молодежные слэшеры считаются преимущественно американским жанром, но снимаются такие ленты не только в Штатах, но и в соседней Канаде. Так что не стоит удивляться тому, что Джейми Ли Кертис за игру в «Выпускном» номинировалась на приз лучшей иностранной актрисе. Речь ведь шла не о номинации на «Оскар», а о канадской кинонаграде «Джини». Также в фильме снимался Лесли Нильсен, но это было еще в то время, когда актер не начал ассоциироваться исключительно с комедиями. В «Выпускном» он всерьез изображал директора школы и отца главной героини. В наш хит-парад эта лента попала не только как любопытный ранний образчик жанра, поставленный почти сразу же после выхода «Хэллоуина» и оказавший влияние на формирование штампов слэшера, но и как родоначальница киносериала «Выпускной». На настоящий момент выпущено три сиквела. Также есть безобразный ремейк, поставленный в этом году телевизионщиком Нельсоном Маккормиком.


 


ЛАГЕРЬ ВЕЧНОГО СНА
(Sleepaway Camp, 1983, Роберт Хилтцик)

Когда Анджела (Фелисса Роуз) была маленькой, ее отец и брат утонули, катаясь по озеру на лодке. Прошло восемь лет, девушка вернулась в злополучный летний лагерь. Внезапно с его обитателями начинают происходить кошмарные «несчастные случаи», в которых легко заподозрить злой умысел. Причем умирают не первые попавшиеся ребята, а те, на кого у Анджелы есть зуб.


В ранних слэшерах злодеями были кошмарные существа, подчас не заслуживающие звания «человек». Не говоря уже о сочувствии зрителей и некоторых персонажей. Но по мере развития жанра постановщики почувствовали, что слэшер позволяет им заглянуть в сознание психопата, увидеть мир его глазами и осознать, что даже самые жуткие убийства могут быть обоснованы. Если не целиком, то хотя бы частично. «Лагерь вечного сна» был одной из первых лент, снятых с этих позиций. Хотя фильм не слишком пытается спрятать истинного преступника, по ходу действия к этому герою проникаешься такой симпатией, что не хочется верить, что он во всем виноват. Хотя с жестокостью и кровожадностью у ленты все в порядке. Картина была достаточно популярна, чтобы удостоиться четырех продолжений, последнее из которых вышло в этом году (правда, «Лагерь вечного сна 4» так и не был закончен и, соответственно, выпущен в прокат). Фильм «Возвращение в лагерь вечного сна» стал последней работой актера и музыканта Айзека Хейса, известного в России по роли Шефа в «Южном парке».


 


МУЗЕЙ ВОСКОВЫХ ФИГУР
(House of Wax, 2005, Хауме Коллет-Серра)

Компания молодых людей едет на важный матч и останавливается у дороги на ночлег. Они ссорятся с местным жителем и утром обнаруживают, что их машина испорчена. Чтобы починить машину, ребята добираются до соседнего городка и обнаруживают там музей восковых фигур. Вскоре туристы понимают, что статуи делались на основе тел реальных людей.

Хоррор Андре де Тота «Музей восковых фигур», выпущенный в 1953 году, считается более сильным фильмом, чем вольный ремейк 2005 года. Однако он не относится к молодежным слэшерам и потому не может конкурировать с лентой испанского режиссера Коллет-Серра за место в нашим хит-параде. Впрочем, картина трехлетней давности заслуживает внимания не только как ремейк, воссоздавший с помощью современных эффектов основную идею классической постановки – кошмарные статуи, сделанные из людей. Это кровавый и увлекательный слэшер в своем праве, заслуживающий дополнительной звездочки на фюзеляж за сцену смерти героини, которую сыграла Пэрис Хилтон. Прямо скажем, куда приятнее смотреть на умирающую Хилтон, чем на попытки богатой наследницы играть в романтических комедиях. Хотя, конечно, главное актерское достояние картины – Элиша Катберт.

 



ЛОВУШКА ДЛЯ ТУРИСТОВ
(Tourist Trap, 1979, Дэвид Шмеллер)

Компания молодых ребят, путешествующих по провинции, ищет, где бы сменить спущенную шину. Поиски приводят их в полузаброшенный музей манекенов, которым руководит приятный мужчина средних лет (Чак Коннорс). Чего ребята не знают, так это того, что манекены делаются из живых людей. И потом оживляются с помощью механики и телекинеза.


В «Ловушке» нетрудно разглядеть цитаты из более известных фильмов, начиная с классического «Музея восковых фигур» и заканчивая «Кэрри» и «Хэллоуином» (хотя из последнего фильма Шмеллер на самом деле ничего не заимствовал, так как съемки картин шли параллельно). Но это тот случай, когда грамотное сочетание привычных ингредиентов и щепотка фантазии переводят жаркое на новый кулинарный уровень. Недаром даже Стивен Кинг как-то отметил эту ленту, написав, что это незаслуженно забытая классика жанра. Пугающие манекены, черный юмор, обаятельный главный злодей – настоящая ловушка для поклонников слэшеров. Отдельно стоит отметить «безумную» музыку итальянца Пино Донаджо, постоянного сотрудника Брайана де Пальмы. Вместе с исходным «Музеем восковых фигур» фильм считается основным источником вдохновения «Музея» Хауме Коллет-Серра.

 



ТИХАЯ НОЧЬ, СМЕРТОНОСНАЯ НОЧЬ
(Silent Night, Deadly Night, 1984, Чарльз И. Селлер-младший)


Когда Билли было семь, преступник в костюме Санты убил его родителей на глазах мальчика. Годы, проведенные в католическом приюте, лишь утвердили Билли в мысли, что Рождество – время не приятных подарков, а жестоких наказаний. Поэтому когда 18-летний юноша (Роберт Брайан Уилсон) устроился на работу в магазин игрушек и его назначили Сантой, парень решил жестоко покарать всех, кто «плохо себя ведет».


Идея превратить в побоище любимый американский праздник впервые появилась в Голливуде в начале 1970-х. Когда молодежные слэшеры стали популярным жанром, было выпущено несколько картин на эту тему, но у Селлера-младшего получилась лучшая. Прежде всего, потому что она наиболее логичная и последовательная. Мы видим, как главный герой постепенно превращается в психопата и проникается верой в мрачную сущность Рождества, и мы чувствуем, что те, кто верит в безукоризненную чистоту торжества, действительно упускают нечто важное. Хотя бы то, что именно в это время люди, у которых нет поводов для веселья, впадают в самую тяжелую депрессию. Когда лента вышла на экраны, ее тема и убедительность произвели такой шок, что кинотеатры пикетировали родительские организации. Тем не менее лента удостоилась четырех сиквелов и ремейка.

 



ПОЕЗД УЖАСА
(Terror Train, 1980, Роджер Споттисвуд)

Глупая шутка приводит к тому, что впечатлительный первокурсник попадает в психиатрическую больницу. Через три года наступает время выпуска, и бывшие «шутники» устраивают праздничную вечеринку во время поездки на поезде. Тут-то их и начинает убивать маньяк, одетый в костюм комика 1930-х Гручо Маркса. Но у кого из пассажиров поезда есть зуб на вчерашних студентов?


Режиссеры слэшеров любят замкнутые пространства, из которых герои не могут без посторонней помощи выбраться. Однако они редко пытаются организовать действие на борту поезда или самолета. Вероятно, потому, что на первый взгляд может показаться, что преступнику в столь замкнутом пространстве негде спрятаться. Вот заброшенное здание или большое судно – другое дело. Тем не менее будущий режиссер бондовской ленты «Завтра не умрет никогда» и экшен-комедии «Эйр Америка» в своем дебюте продемонстрировал, что в поезде достаточно места для создания слэшера. Особенно если среди актеров ленты есть Джейми Ли Кертис, фокусник Дэвид Копперфильд и лауреат «Оскара» Бен Джонсон, а за операторскую работу отвечает создатель «Сияния» Джон Олкотт. В 2010 году нам обещают ремейк «Поезда», но не факт, что этим планам суждено сбыться.


 


НЕЗНАКОМЕЦ
(The Prowler, 1981, Джозеф Зито)

В 1945 году вернувший с войны солдат убил свою девушку и ее нового парня. Дело было во время школьного выпускного бала, и с тех пор в городе этот праздник не проводился. Пока в 1980-х его не решили реанимировать. В городе тут же начали появляться новые юные жертвы, и деятельная девушка по имени Пэм (Вики Доусон) взяла на себя труд раскопать давнишнюю историю так и не пойманного преступника.


Для одних творцов цензурные запреты – большая неприятность. Для других – признание отличной работы. Как мы уже упоминали, мастер кровавых спецэффектов Том Савини относится к числу последних. Если цензоры не требуют вырезать из фильма, над которым трудился Савини, несколько самых жестоких минут, дизайнер понимает, что недоработал. Что касается «Незнакомца», то его лишь несколько лет назад выпустили на DVD в первой зоне без каких-либо правок, ибо некоторые фрагменты были столь реалистичны, что зрители начинали подозревать, что видят реальное жестокое кровопролитие. Еще одно важное достоинство фильма – интригующий детективный сюжет. Только очень внимательный зритель может угадать истинного преступника до кульминационной сцены. Наконец, отметим смелость авторов ленты в «опорочивании» образа солдата Второй мировой. Именно за такое нахальное обращение с идеалами слэшеры и любят.


 


ПОВОРОТ НЕ ТУДА
(Wrong Turn, 2003, Роб Шмидт)

Молодые ребята, путешествующие по Западной Вирджинии, попадают в аварию. После этого на них начинают охотиться живущие в местных лесах каннибалы, обезображенные и мутировавшие наследники нескольких поколений повального инцеста.


Время идет, поколения зрителей и постановщиков меняются, а недоверие «городских» к обитателям лесной глуши никуда не девается. Вот и «Поворот не туда» эксплуатирует этот традиционный американский страх, причем делает это достаточно умело, чтобы заработать 25 миллионов долларов в нынешнем высококонкурентном прокате. При производственном бюджете в 10 миллионов. Даром что картина почти не рекламировалась, потому что цензоры запретили или существенно сократили все созданные авторами фильма рекламные ролики, обвинив их в чрезмерной кровавости и признав негодными для показа в кино перед «обычными» фильмами. Но какой настоящий поклонник молодежных слэшеров откажет себе в удовольствии полюбоваться, как человекообразные уроды пытаются поймать и съесть Элайзу Душку? А также Джереми Систо, Эммануэль Шрики («Не шутите с Зоханом», «100 девчонок и одна в лифте») и Кевина Зегерса («Мальчик в девочке»). В прошлом году был выпущен на удивление приличный видеосиквел ленты, а в 2009-м появилась третья часть истории.

 



ЧЕРНОЕ РОЖДЕСТВО
(Black Christmas, 1974, Боб Кларк)

Девушки из студенческого общежития готовятся праздновать Рождество, но их планы нарушаются из-за странных и пугающих телефонных звонков. Вскоре выясняется, что по округе бродит маньяк-убийца, который хочет отметить праздник в теплой компании красивых покойниц.

Историки хоррора давно спорят, какой фильм считать родоначальником молодежного слэшера. Один из возможных и весьма популярных ответов – «Черное Рождество» канадца Боба Кларка, будущего постановщика классической молодежной комедии «Порки» и картины о Шерлоке Холмсе «Убийство по приказу». Хотя «Рождество» не было кассовым хитом, его увидели и заметили те, кто в дальнейшем создал более популярные слэшеры. Одним из этих зрителей был Джон Карпентер, который даже подумывал сделать «Хэллоуин» сиквелом «Рождества». Также лента Кларка вдохновила создателей хоррора «Когда звонит незнакомец». В сущности, это один из самых влиятельных фильмов, созданных к северу от США. Если вам известно имя исполнительницы главной роли Оливии Хасси, то вы, вероятно, видели знаменитый фильм Франко Дзефирелли «Ромео и Джульетта», в котором Хасси играла заглавную роль. В 2006-м году соавтор «Пункта назначения» Глен Морган снял тоже неплохой (по крайней мере, достаточно кровавый) ремейк «Рождества».

 



ДЕНЬ СМЕХА
(April Fool’s Day, 1986, Фред Уолтон)

Компания студентов собирается в островном поместье их общей подруги. Дело происходит на выходных перед первым апреля, и поместье «начинено» множеством приколов – от бокалов с дырками до записей детского плача в одной из комнат. Внезапно ребята начинают погибать. Помощи до конца уик-энда ждать неоткуда, и оставшиеся в живых судорожно пытаются понять, кто совершает жестокие убийства.


Как сравнительно малоизвестная лента, не удостоившаяся сиквелов, не имеющая в титрах заметных звезд и не показавшая ничего выдающегося в прокате, попала на седьмое место нашего хит-парада? Прежде всего, это заслуга сценариста Данило Баха, создателя сериала «Полицейский из Беверли-Хиллз». В «Дне смеха» самый закрученный сюжет среди всех перечисленных нами лент. Неожиданные сценарные ходы следуют один за другим, и угадать, что кончится картина, очень сложно. Особенно если вы хорошо знаете штампы молодежного слэшера и привыкли к шаблонному развитию событий. Одновременно с рассказыванием полноценной «слэшерной» истории Фред Уолтон (дебютировавший с уже упоминавшейся лентой «Когда звонит незнакомец») пародирует условности жанра и отдает дать уважения Агате Кристи – лента многое позаимствовала у романа «Десять негритят». В 2008 году был выпущен слабый видеоремейк.


 


Я ЗНАЮ, ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ
(I Know What You Did Last Summer, 1997, Джим Гиллеспи)


Отмечая школьный выпускной, компания подростков едет на машине по ночной дороге и случайно сбивает прохожего. Они сбрасывают тело в воду и клянутся никогда больше не вспоминать об этом происшествии. Однако год спустя они получают письмо со словами «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Затем их начинает одного за другим убивать зловещий преступник, одетый как рыбак.


Молодежные слэшеры можно судить по множеству критериев. Один из них, часто недооцениваемый критиками, – обаяние героинь. Жестокая смерть королевы красоты воспринимается иначе, чем гибель «серой мышки». Если бы этот критерий был единственным, картина дебютанта Джима Гиллеспи мгновенно взлетела бы на вершину нашего хит-парада. В самом деле, в ней снялись Дженнифер Лав Хьюитт, Сара Мишель Геллар, Бриджит Уилсон, Энн Хеч… Не говоря уже о Райане Филлиппе и Фредди Принце-младшем. Причем для большинства из них картина стала важной вехой, позволившей перейти от ролей второго плана к ключевым образам. Кроме зашкаливающей гламурности (в хорошем смысле слова) лента может похвастаться закрученным сюжетом и жестокими смертями. У картины есть два сиквела, уже далеко не столь звездных и увлекательных. Второй из них вышел только на видео в 2006-м.


 

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ
(Texas Chainsaw Massacre, 1974, Тоуб Хупер)


Пятеро друзей едут по техасской глуши, чтобы посетить могилу дедушки одного из героев. На обратном пути они пытаются разыскать бензин и нарываются на семейку психопатов-каннибалов, самый страшный из которых носит маску из человеческой кожи и любит возиться с бензопилой.

Если «Черное Рождество» можно считать родоначальником молодежных слэшеров, в которых преступник вламывается в «среду обитания» главных героев, то «Техасская резня бензопилой» – ключевая лента для слэшеров о персонажах, которые сами забредают в логово маньяка, расположенное на отшибе. Идея фильма пришла Хуперу в хозяйственном магазине. Режиссер-дебютант работал с таким маленьким бюджетом и такой неопытной командой, что в некоторых сценах «снималась» самая настоящая кровь – актеры всерьез ранились при выполнении трюков. Бескомпромиссная жестокость постановки не встретила понимания у цензоров, но фильм все же вышел на экраны и удостоился лестных оценок некоторых критиков и многих зрителей. После чего сага о техасских маньяках была продолжена в трех не слишком удачных сиквелах и двух очень достойных ремейках, «перезапустивших» сериал в начале XXI века. Помимо экранной жестокости цикл интересен очень мрачным юмором.

 



ПЯТНИЦА, 13-Е
(Friday the 13th, 1980, Шон Каннингем)

Много лет назад в летнем лагере на Хрустальном озере утонул мальчик. Вскоре после этого два воспитателя были жестоко убиты, а лагерь закрыт. Теперь лагерь вновь действует, и в нем опять начались кровавые расправы.


Многие ранние хорроры и слэшеры делались по наитию, в порядке творческого эксперимента. Напротив, создатели «Пятницы» были опытными мастерами жанра. Сам Каннингем начал работать с ужасами в начале 1970-х. Он и его коллеги видели, как хорошо был принят «Хэллоуин»; они отлично понимали, чего хотят добиться. Фильм должен был стать шокирующим, увлекательным и немного смешным. В итоге все вышло так, как они рассчитывали, – за исключением принятого в последний момент решения ввести в качестве активного персонажа погибшего Джейсона. Это было предложение Тома Савини, которому очень понравился финал «Кэрри». В результате в многочисленных сиквелах именно Джейсон стал главным героем, постепенно превратившись в одного из самых известных голливудских киноманьяков. Из сиквелов ленты отметим вторую часть (Джейсон обретает свой классический облик), десятую (Джейсон в космосе) и одиннадцатую – «Фредди против Джейсона». В 2009-м Маркус Ниспел (он же создавал ремейк «Техасской резни бензопилой») выпустил ремейк первой «Пятницы».


 


КРИК
(Scream, 1996, Уэс Крейвен)

В небольшом городе действует маньяк-убийца, который сперва звонит жертвам и дразнит их, а затем совершает свое черное дело, нарядившись в карнавальный костюм, основанный на картине Эдварда Мунка «Крик». В центре событий оказывается девушка по имени Сидни (Нев Кемпбелл), мать которой ранее была изнасилована и убита.


В 1970-х и 1980-х слэшеры были трэшевым жанром – минимальные бюджеты, четкая ориентация на нишевую аудиторию, бескомпромиссность как главное достоинство. Но когда эти ленты были признаны классическими, отношение к ним изменилось и начали появляться мейнстримные слэшеры – не столь экстремальные, но зато лучше продуманные, более качественно снятые и разыгранные известными звездами. Самым ярким представителем стиля стал «Крик» – детективный молодежный слэшер, одновременно воспроизводящий каноны жанра и (что было главной «фишкой» картины) издевающийся над ними. В отличие от многих персонажей хоррора, герои ленты были знакомы с жанром и потому пытались обернуть его шаблоны в свою пользу. Впрочем, без особого успеха. Картина стала блокбастерным хитом, получила три жанровых премии «Сатурн» и награду MTV, а затем удостоилась двух неплохих сиквелов. Третий Уэс Крейвен обещает выпустить в 2010 году. Пока трудно сказать, кто из актеров оригинала появится в четвертой ленте.


 

КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ
(A Nightmare on Elm Street, 1984, Уэс Крейвен)


Десять лет назад на улице Вязов жил маньяк Фредди Крюгер (Роберт Энглунд). Он убил больше двадцати детей, и разъяренные родители сожгли его в бойлерной. Однако Крюгер вернулся из ада. Теперь он проникает в сны подростков и убивает их, когда они спят. Чтобы защититься от него, дети должны взять под контроль свои кошмары.


Если «День смеха» обладает самым изобретательным сюжетом в нашем хит-параде, то сериал «Кошмар на улице Вязов» может похвастаться самой изобретательной эстетикой. Переместив действие из реального мира в кошмары, Уэс Крейвен и его последователи полностью раскрепостились и создали множество «безумных» и запоминающихся – а также по-настоящему страшных – сцен. Высшей оценки заслуживает и центральный злодей. Изначально задуманный как молчаливый маньяк, Фредди постепенно обзавелся «черным» чувством юмора и стал, возможно, самым ярким персонажем в истории жанра и одним из самых запоминающихся злодеев в истории Голливуда. Картина удостоилась семи продолжений, из которых стоит отметить третью серию («Войны снов»), седьмой эпизод, в котором Фредди проникает в жизнь реальных создателей сериала, и восьмую серию («Фредди против Джейсона»). На 2010 год намечен выход ремейка оригинала, но пока об этом проекте мало что известно, кроме того, что Роберт Энглунд в нем, скорее всего, участия принимать не будет.

 



ХЭЛЛОУИН
(Halloween, 1978, Джон Карпентер)

Много лет назад шестилетний Майкл Майерс убил свою сестру. Мальчика поместили в психбольницу, но врачи ничем не смогли ему помочь. Однажды уже взрослый Майкл (Тони Моран) сбежал из заключения и отправился отмечать юбилей смерти сестры свежими кровавыми жертвами.


При составлении наших хит-парадов мы редко спорим о первом месте. Кто усомнится, что лучший фантастический цикл – «Звездные войны», а лучший фильм о мафии – «Крестный отец»? В случае с молодежными слэшерами ответ не столь очевиден, поскольку у «Кошмара на улице Вязов» есть художественные преимущества перед «Хэллоуином». Но у Джона Карпентера в рукаве нашелся козырной туз – влиятельность. Именно его культовая постановка вдохновила многочисленные слэшеры начала 1980-х и их позднейшие ремейки. Именно Майкл Майерс стал прототипом Джейсона и Фредди. Наконец, финансовый успех «Хэллоуина» вдохновил многих создателей малобюджетных лент на рискованные эксперименты. Недаром именно «Хэллоуин», а не «Кошмар» внесен Библиотекой Конгресса в перечень специально сберегаемых лент особого культурного значения. Как и лента Крейвена, полотно Карпентера удостоилось восьми сиквелов. В 2007 году вышел ее любопытный, но не слишком удачный ремейк, созданный Робом Зомби. Изобразив Майкла человеком, а не зловещей силой природы, режиссер отнял у постановки ее суть – возможность, сидя в зале или на диване, пережить столкновение с первородным Злом.


© Total DVD
Материал подготовил Slim

Комментарии [1]   Просмотров: [+24533]
Напечатать
№ 1 Автор: Инга (24 августа 2014 03:34) Публикация:

Неправильное название не "Выпускной", а "Школьный бал".

Публикаций: 0 | Комментариев: 0 цитировать
Добавить комментарий_
 

Реклама

Установка автоакустики: avtozvuk.cc
Наверх

Популярное




2010-2012 © MWcom.ru